16 мар. 2014 г.

Россия: мощности по полипропилену (ПП) превысили емкость внутреннего рынка

В ноябре “Биаксплен” – “дочка” нефтехимического холдинга “СИБУР”, производящая БОПП-пленки, – пустил новое производство в Томске. На торжественной церемонии открытия линии возле традиционной для таких случаев красной кнопки стояли губернатор Томской области Сергей Жвачкин, председатель правления “НОВАТЭКа” Леонид Михельсон и генеральный директор “СИБУРа” Дмитрий Конов.

---
Свежие записи

Символичность этой сцены в том, что 10 лет назад “НОВАТЭК” стал первой российской компанией, которая приступила к практической реализации инвестиционного проекта по строительству современной линии по производству БОПП-пленок, подписав договор на поставку импортного оборудования. Тогда российский бизнес только открывал для себя этот рынок, в числе этих пионеров был и независимый в ту пору “Биаксплен”, начавший реализацию своего проекта спустя несколько месяцев после “НОВАТЭКа”. Пять лет назад “Биаксплен” укрепил позиции на рынке, приобретя ряд других производителей БОПП-пленки, среди его конкурентов независимым остался “НОВАТЭК-Полимер” и еще один существующий и поныне производитель – “ЕвроМетФилмз”. Четыре года назад “СИБУР” приобрел “Биаксплен”, менее чем через год – “НОВАТЭК-Полимер”. Почти сразу после этого стало известно, что Леонид Михельсон покупает “СИБУР” у “Газпромбанка”. Позже “СИБУР” консолидировал 100% “Биаксплена”. Колесо истории БОПП-пленок в России сделало полный оборот за 10 лет, главные ее действующие лица вновь оказались рядом на пуске самой мощной в стране единичной линии (38 тыс. т/год) и первой в восточной ее части. Но если 10 лет назад перед российскими инвесторами стояли задачи максимально быстро закрепиться в пустующей нише, то сегодня перед вполне сформировавшейся и самостоятельной отраслью БОПП-пленок стоят иные задачи.

После пуска в 2013 г. новых производств полипропилена в Омске и Тобольске мощности российских предприятий по этому полимеру формально превысили емкость внутреннего рынка. Влияние новых объемов как импортозамещающего фактора стало заметно во II квартале 2013 г. – продукции “Полиома” удалось существенно потеснить на рынке поставки из Туркменистана. Согласно прогнозам, в 2014 г. российский сегмент производства полипропилена, по крайней мере в части гомо-полимера, окажется нетто-экспортером. Вместе с тем, общеотраслевое мнение по поводу перспективы экспорта российских полимеров за последнее время существенно изменилось. Опасения насчет успеха полномасштабного выхода производителей России на внешние рынки проникли на высший государственный уровень: министр энергетики Александр Новак на совещании по развитию нефтехимии в Тобольске де-факто констатировал необходимость делать акцент все-таки на развитии внутреннего спроса, не полагаясь всецело на теоретические возможности экспорта излишков. Внешнеторговые проблемы наблюдаются уже сейчас: Турция, рынок которой многие российские производители не раз называли одним из самых привлекательных для экспорта, с начала 2013 г. ввела таможенные ограничения на ввоз российского полипропилена, что привело к его сокращению. Аналогичные ограничения (повышение ввозной пошлины с 3% до 6,5%) ждут российских экспортеров с начала 2014 г. и в Евросоюзе. Ситуация наглядно сигнализирует о правоте долгосрочной ставки Министерства энергетики на внутренний рынок.

С точки зрения внутрироссийского спроса на полипропилен именно сегмент пленок остается наиболее значимым: по разным данным, этот бизнес формирует от 17% до 25% спроса на полимер. И в свое время решение «СИБУРа» войти в бизнес БОПП-пленок отчасти основывалось на желании создать внутригрупповой спрос на полипропилен для минимизации части экспортных рисков при вводе новой крупной мощности – “Тобольск-Полимера”. Однако анализ статистики рынка полипропиленовых пленок как потребителя полипропилена не позволяет однозначно назвать его безоговорочным кандидатом на роль главного локомотива внутреннего спроса. После нескольких лет двузначного роста в последние годы увеличение потребности сегмента в сырье существенно замедлилось. Так, в 2007-2012 гг. спрос на полипропилен со стороны сегмента экструзии пленок прирастал в среднем (AAGR) на 20% в год и в 2012 г. достиг 155,4 тыс. т. Однако аналогичный показатель среднего годового прироста за последние 2 года составил 5% (в 2011 г. имело место снижение спроса на полипропилен со стороны пленочных производств, что, видимо, было связано с инцидентом на “Ставролене” и общим дефицитом сырья). Что касается БОПП-пленок (на них приходится 85% спроса на полипропилен в сегменте экструзии пленок), то прогноз по росту спроса до 2015 г. вполне приличный для рецессирующей российской экономики, но уступающий динамике прошлых лет: в среднем 5% в год.

При этом уже сегодня российские мощности по БОПП-пленкам превосходят спрос, который по итогам 2013 г. прогнозируется на уровне 130 тыс. т. С учетом новой линии в Томске они составляют 174 тыс. т/год (помимо мощностей “Биаксплена” это линия на 25 тыс. т/год компании “ЕвроМетФилмз”). Дополнительно в стадии реализации находится еще два проекта: “Биаксплен” в 2014 г. планирует пустить новую линию мощностью 30,5 тыс. т/год на площадке в Новокуйбышевске, а ростовская многопрофильная группа “Мегаполис” рассчитывает в 2014 г. и 2015 г. двумя очередями пустить в Шахтах Ростовской области новое производство “Вотерфолл Про” мощностью 60 тыс. т/год. Таким образом, в 2015 г. совокупные мощности могут на 85% превысить прогнозный спрос на БОПП-пленки. В чем же тогда логика таких инвестиций?

Впрочем, есть основания считать, что описанные выше эффекты больше арифметические, нежели реальные, и потенциал у рынка значительно выше, чем кажется. Генеральный директор “Биаксплена” Антон Матвиенко указал на то, что среднедушевое потребление БОПП-пленок в России составляет 0,9 кг/чел., в то время как аналогичный показатель в Европе – 1,7 кг/чел. С ростом качества жизни в России спрос на современную упаковку будет расти, так что в пересчете европейского показателя на текущую численность населения России можно говорить о рынке порядка 244 тыс. т/год. Кроме того, сегмент БОПП-пленок характеризуется исключительно неравномерным географическим распределением мощностей: 44% сконцентрировано в Центральном федеральном округе, 34% – в Приволжском, а теперь 22% в Сибирском. Однако на территории федеральных округов, в которых проживает 40% населения страны, вообще нет никаких мощностей: на северо-западе, Урале, Дальнем Востоке и т. д. В этих регионах, особенно на востоке страны, незначительно развит и спрос на БОПП-пленки со стороны производителей конечной упаковки. По мнению Антона Матвиенко, именно такая драматическая диспропорция является главной скрытой возможностью сегмента БОПП-пленок: в частности, появление собственной региональной и достаточно крупной мощности в Сибири сможет стимулировать создание и рост спроса со стороны конечных потребителей.

Также в случае с БОПП-пленками нельзя говорить о внутреннем рынке России как некой автономии от рынков стран бывшего СНГ. Из-за динамичного развития мощностей в стране в 2003-2006 гг. российские производители вышли на первые роли в поставках этой продукции в страны ближнего зарубежья. Тем более, что у соседей России ситуация с сырьем для производства БОПП-пленок складывается значительно хуже: пока нет своего производства полипропилена в Казахстане, с начала 2012 г. не работает производство в Украине и т. д. Экспорт БОПП-пленок в 2012 г. составлял 22 тыс. т, или 21% от производства. Прогноз на 2013 г. выше – 35 тыс. т и 28% соответственно.

Особую роль играют поставки в страны Таможенного союза: согласно обязательствам перед ВТО, с начала 2015 г. ввозная пошлина на полимерные пленки в страны союза должна снизиться с 10% до 6,5%, а потому для российских производителей принципиально важно успеть закрепиться на рынках Беларуси и Казахстана. Поэтому опережающее внутренний спрос развитие мощностей в России является необходимостью. Например, как сообщил Антон Матвиенко, производственная площадка “Биасплена” на территории “Томскнефтехима” с точки зрения территории и зданий подготовлена для размещения при необходимости еще одной аналогичной линии.

Линия, пущенная в Томске, по многим параметрам находится на лидирующих позициях в России. Это самая мощная линия с потенциалом годового производства до 38 тыс. т. Кроме того, это также самая широкая в стране линия, способная производить пленку до 8,7 м шириной. EPC-подрядчиком в этом проекте выступила французская компания ESSOP Technologies, чье оборудование в российском сегменте БОПП-пленок хорошо известно по ранее реализованным проектам.

Для «СИБУРа» (как производителя базовых полимеров) эта линия решает не только маркетинговые задачи “Биаксплена” по освоению новых рынков и минимизации издержек по транспорту сырья. С реализацией проекта “Тобольск-Полимера” холдинг получил мощнейшее в стране производство гомо-полипропилена, которое навязывает неравную конкуренцию и другим площадкам внутри «СИБУРа». Среди прочего, “Томскнефтехим” из-за географии локализации уступает “Тобольск-Полимеру” с точки зрения железнодорожных издержек на доставку гранулята в центры спроса в европейской России. Выход для минимизации этой ненужной внутренней конкуренции – разделение сбытовых ниш двух площадок через марочный ассортимент либо разделение географий сбыта.

Работу по первому направлению “Томскнефтехим” начал задолго до пуска “Тобольск-Полимера”, осваивая производство сополимерных марок. Размещение же на томской площадке мощной линии “Биаксплена” – шаг во втором направлении: при максимальной производительности она сможет потреблять до четверти всего производимого “Томскнефтехимом” сырья. И тут как нельзя кстати пришлась близость R&D центра «СИБУРа» “НИОСТ”. Дело в том, что современное высокоскоростное оборудование для экструзии многослойных пленок очень требовательно к качеству и параметрам сырья. Как сказал Антон Матвиенко, “НИОСТ” совместно с “Томскнефтехимом” разработал для новой линии “Биаксплена” специальную марку полипропилена, которая по некоторым параметрам превосходит импортные аналоги. Таким образом, выбор Томска для размещения новой БОПП-линии позволил «СИБУРу» одновременно решить как минимум две отдельные задачи, стоящие перед разными подразделениями бизнеса холдинга. В наши дни примеры успеха подобных универсальных решений достаточно редки. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

---
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru