16 мар. 2014 г.

Россия: рынок минеральной ваты в 2002-2012 годах

Количественная динамика импорта

По данным таможенной статистики, импортные потоки по товарной группе (код ТН ВЭД 6806) “Шлаковата, минеральная силикатная вата и аналогичные минеральные ваты; вермикулит расслоенный, глины вспученные, шлак вспененный и аналогичные вспученные минеральные продукты; смеси и изделия из теплоизоляционных, звукоизоляционных или звукопоглощающих минеральных материалов”) растут достаточно стабильно с 2002 г. по 2005 г. Далее следует период спада, наиболее ощутимый в 2008-2009 г. Объем импорта в 2008 г. составил 207483 т, или $145601 тыс., сократившись по сравнению с 2007 г. на 16,3% (первое “дыхание” кризиса). В 2009 г. соответствующие показатели равнялись 100333 т ($73579 тыс.), то есть наблюдалось сокращение по сравнению с 2008 г. на более чем 50%, а по сравнению с предкризисными уровнями 2004-2007 гг. падение составило 60%.

---
Свежие записи

В 2010-2011 гг. активность импортеров начинает возвращаться. По итогам 2011 г. в страну поступило 227,4 тыс. т импортной минераловатной теплоизоляции, а это на 29% больше, чем в 2010 г. Но в 2012 г. рост сменился падением. На показателях импорта сказалось снижение поставок со стороны зарубежных подразделений Rockwool, так как концерн пустил новый завод на территории России.

Помесячные данные импортных поставок показывают, что пиковыми периодами выступают апрель-май и сентябрь-ноябрь. В обоих случаях поставки явно рассчитаны на спрос предстоящего строительного сезона: весной продукция закупается с расчетом на летне-осенний спрос, а осенью – в большей степени на спрос будущего года.

В 2008 г. импорт ведет себя почти так же, как и в предыдущий год – разнонаправленно, но стабильно, подстраиваясь под запросы строительного рынка. Однако в октябре вместо того, чтобы продемонстрировать традиционный осенний рост, импорт, получивший сигналы о неблагополучии, резко падает. Первая половина 2009 г. выглядит непривычно депрессивной. Только в июле появляются первые намеки на положительную динамику, но в ноябре импортерам пришлось сбавить темпы, потому что предстоящий 2010 г. не давал уверенных обещаний на рост рынков. Динамика импорта в I и II кварталах 2010 г. повторяет тенденции 2009 г., но в большем объеме. И только в августе начинается заметный отрыв – спрос на теплоизоляцию во втором полугодии пошел расти такими темпами, что импортировать пришлось практически столько же, что в докризисном 2007 г., а в отдельные месяцы (с августа по октябрь) даже больше. В 2011 г. традиционная конфигурация линии была нарушена. Рост поставок, как обычно начавшись весной, не прекращался все лето, пик пришелся на август, а после насыщения пошел резкий спад, который  продолжался в течение всего 2012 г.

Роль импорта на внутреннем рынке минеральной ваты

Соотношение импорта и экспорта было подвержено сильным колебаниям: в 2007 г. оно составило 2,86; в 2008 г. – 3,77; в 2009 г. – 2,59; но общее движение объемов смещается в пользу увеличения экспорта.

Присутствие на российском рынке зарубежной продукции из минеральной ваты было высоким до 2007 г. – порядка 35-25%. В дальнейшем рост импорта был незначительный, а экспорт постепенно увеличивался, в результате чего доля импорта в общем объеме рынка стала снижаться. В 2009 г. данный показатель упал до 12,5%. Однако такое резкое падение являлось заслугой не столько российских производителей, сколько следствием экономического кризиса и удорожания иностранной валюты. В 2010 г. доля импорта возросла примерно до 17%, в 2011 г. – до 18%. Восстановление импортных поступлений говорит о том, что на российском рынке по-прежнему существует спрос на качественную зарубежную продукцию (китайский импорт в 2010-2011 гг. упал, он поступает в основном на рынки Дальнего Востока и Сибири, пока слабо освоенные российскими производителями). Если бы не строительство завода “Роквул”, на этом уровне импорт мог бы держаться в ближайшие годы, а так он снизился до 12% в 2012 г., а в 2013 г. может сократиться до исторического минимума в 10%. В случае, если Paroc Group все-таки построит завод в Тверской области (это может произойти в 2015 г.), импорт зарубежной минеральной ваты в Россию снизится до незначительных величин.

Основные страны-поставщики

Основными импортерами минераловатной продукции в Россию являются Китай (35-45%), Украина (10-15%), Германия (8-10%), Финляндия (6-8%), Польша (4-5%), Чехия (1-2%). На долю остальных стран, среди которых встречаются в том числе государства Балтии, остается от 20% до 10% в разные годы. Подобная расстановка основных импортеров существовала на рынке минераловатной изоляции не всегда. Лидерские позиции долго удерживала Польша (поставки в Россию польского завода Rockwool), за ней следовала Германия (импорт марки Knauf), а Китай вышел на первую позицию лишь в 2006 г.

Ситуация на рынке теплоизоляции из минеральной ваты изменяется достаточно быстро: если в 2005 г. в тройку лидеров входили Польша, Германия и Китай, то в 2006 г. первенство переходит от Польши к Китаю. Далее разрыв между лидером и остальными импортерами резко увеличивается, доля Польши, Чехии и Германии сокращается. Зато постепенно увеличивается доля Украины, а доля Финляндии на фоне этих изменений выглядит относительно стабильной. В результате в 2008-2009 гг. около половины всех поставок приходилось на Китай, но по мере выхода из кризиса его позиции временно ослабевают. В 2010-2011 гг. сложилась следующая структура импорта: около трети занимала китайская продукция, 60% приходилось на 5 других перечисленных стран, лишь 10% с небольшим – на остальные государства (в 2005 г. остальные государства поставляли 40%). В 2012 г. поставки из Польши и Чехии (Rockwool) резко сократились, из-за чего доли других игроков стали больше.

Ценовая динамика импорта

Ценовая динамика носит следующий характер: с 2004 г. для цен на импортную минеральную вату основная тенденция положительная. Наибольший рост цены имел место в 2007 г., что было вызвано высоким спросом на теплоизоляционные материалы в стране и небольшой стоимостью американской валюты. С 2005 г. по 2009 г. средняя импортная цена выросла практически на 90% – с $23,5 до $44/куб. м. И только в 2010 г. зафиксировано снижение цены на $4 ($40/куб. м – уровень 2007 г.). В 2011 г. наблюдался рост цены до $43, а в 2012 г. – снова падение. Фактически цена на импортную минеральную вату до сих пор находится на уровне 2007 г.

Интересно при этом рассмотреть, как меняются цены основных игроков на минераловатную продукцию с изменением их позиций.

Как видно из графика, предложение немецкой продукции снижается с ростом цен на нее: с 2005 г. по 2008 г. цены повысились в 3 раза (с $409 до $1205/т), импорт сократился более чем в 4 раза (с 44,7 по 11,9 тыс. т). А стоило импортерам немецкой теплоизоляции снизить цены, как поставки стали увеличиваться. Цены на чешскую продукцию резко выросли в 2006-2007 гг., что сказалось на объемах импорта из этой страны. А начавшееся в 2008 г. снижение уровня цен помогло исправить ситуацию. Схожая ситуация сложилась в отношении польской минеральной ваты – резкий рост цены в 2009 г. сочетается со столь же резким снижением поставок, а изменение динамики цен в 2010 г. помогло увеличить и объемы импорта. Цены на китайскую продукцию практически постоянны на протяжении всего рассматриваемого периода, что объясняет резкий рост объема закупок китайской минеральной ваты в России в последние годы. Лояльность российских строителей к китайским утеплителям снизилась лишь в кризис (на 1%), несмотря на некоторый спад цен. Стоимость финской продукции в последние годы не растет, а украинской – и вовсе снижается, в результате чего в стране производились достаточно активные закупки в 2009-2012 гг. (stroyka.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

---
Свежие записи

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru