Оптовые цены на бензин начинают рост в преддверии повышения акцизов и весенних ремонтов на НПЗ. Участники рынка опасаются, что в условиях сокращающихся поставок нефтекомпаний на внутренний рынок и необходимости формировать запасы перед ремонтами существенный рост цен произойдет в марте.
Биржевые цены на бензин после относительной стабильности в феврале перешли к резкому росту. По данным СПбМТСБ, стоимость бензина за два дня прибавила около 1,5%, при этом АИ-95 достиг максимального в 2016 г. уровня 37,9 тыс. руб./т. Участники рынка обеспокоены тем, что из-за внеочередного повышения акцизов и необходимости наращивать запасы топлива перед весенними ремонтами на НПЗ оптовые цены в марте могут существенно вырасти.
К 1 апреля нефтекомпании должны накопить, согласно рекомендации Минэнерго, 2,1 млн. т бензина, сейчас запасы — 1,5 млн. т. За месяц надо успеть накопить еще 600 тыс. т, что сопоставимо с четвертью месячного объема отгрузок на внутренний рынок. Но, судя по оперативным данным ЦДУ ТЭК, в 2016 г. нефтекомпании снижают как выпуск бензина, так и его отгрузку на внутренний рынок по сравнению с 2015 г. Кроме того, тогда и уровень запасов был выше — 1,75 млн. т, при этом нефтекомпании смогли запасти 2,1 млн. т при рекомендованных 2,5 млн. т. Тогда ситуация была стабильна, а сейчас непонятно, где взять дополнительные объемы, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В Минэнерго заявили, что ситуация на рынке топлива стабильная.
Чтобы накопить резервы, нефтекомпании могут сократить экспорт бензина, но экономически это для них непривлекательно. С 1 марта ставка экспортной пошлины на бензин снижается на 24% до $24/т, а после повышения акцизов на топливо не облагаемые ими экспортные поставки станут выгоднее. Законопроект об акцизах 29 февраля был одобрен Владимиром Путиным. ФАС ожидает дополнительного роста цен на бензин на 2-3%, но в Минфине считают, что рост в целом за год с учетом акцизов не превысит 5% при условии, что цены на нефть останутся на уровне $30/барр. Пока что цены на АЗС в среднем снижаются: по данным Thomson Reuters Kortes, литр АИ-92 подешевел на 12 коп. до 33,6 руб., АИ-95 — на 9 коп. до 36,59 руб.
«Чтобы обойтись без сокращения поставок на оптовый рынок, нефтяным компаниям в марте нужно увеличить производство бензина как минимум на 600 тыс. т и прекратить экспорт товара. Никто на рынке не верит в возможность ни первого, ни второго», — говорит Михаил Турукалов из агентства «Аналитика товарных рынков». Рост акциза с 1 апреля также несет риски увеличения цен. По оценке Турукалова, с 22 по 26 февраля netback для бензина «Евро-5» с Московского НПЗ составлял 32,5 тыс. руб./т при биржевой цене 35,5 тыс. руб. Таким образом, премия внутреннего рынка составляет около 3 тыс. руб. Но при повышении акцизов при прочих равных netback увеличивается до 35,6 тыс. руб. Из-за этого нефтяным компаниям снова будет выгоднее экспортировать бензин, что может спровоцировать очередное повышение биржевых цен в середине марта. (Коммерсант/Химия Украины и мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru