Нефтеперерабатывающая отрасль страны продолжает свободное падение. В 2013 г. объемы производства снова снизились и, похоже, достигли дна. Загрузка тех мощностей, которые что-то перерабатывали, составила 25%. Доля внутренних производителей нефтепродуктов снизилась до 20%. «Света в конце туннеля» не видно, его могли бы зажечь инвестиции, но их нет. Это автоматически означает, что отставание от конкурентов и требований времени увеличивается и грозит стать непреодолимым.
---Свежие записи
Украинские НПЗ в 2013 г. сократили переработку нефтяного сырья на 13,6% по сравнению с 2012 г., до 3,38 млн. т. Чтобы ощутить глубину падения, достаточно сказать, что в 2004 г., был зафиксирован максимум в новейшей истории украинской нефтепереработки – 20 млн. т.
Для “достижения” результата 2013 г. пришлось тяжело и долго работать и владельцам украинских НПЗ, и их зарубежным конкурентам. Но особо преуспело в этом украинское правительство, которое по праву можно считать главным гробовщиком отрасли. Отсутствие четкой линии развития некогда мощнейшей индустрии, рейдерство, игнорирование и потакание чиновниками росту теневого рынка – вот краткий рецепт умерщвления украинской нефтепереработки.
В 2013 г. работало 3 из 7 предприятий отрасли – ПАО “Укртатнафта” (Кременчуг), Одесский НПЗ (принадлежит группе ВЕТЭК) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ, ПАО “Укргаздобыча”). Покинули, похоже, навсегда Дрогобычский и Надворнянский заводы, принадлежащие группе “Приват”. Они стоят несколько лет, шансы на их возвращение к жизни оцениваются как околонулевые. Диагноз – неконкурентоспособны. Процесс, к сожалению, объективный, так как оба предприятия обладают низкой проектной мощностью и безнадежно устарели вследствие отсутствия какого-либо развития с советских времен. Примерно такая характеристика и у Херсонского НПЗ. Доведенный «до ручки» российской “Группой Альянс”, завод не теряет надежды реанимировать группа WOG. Надежды связаны с кооперацией с украинскими химическими предприятиями, экспортоориентированной географией НПЗ и растущей сетью розничной реализации. Скорее всего, херсонские перспективы прояснятся в 2014 г.
В 2014 г. ожидается возобновление работы крупного НПЗ «Линик» в Луганской области. В начале февраля глава “Роснефти” Игорь Сечин проинформировал премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о пуске предприятия летом (ранее пуск планировался весной). “Мы готовим Лисичанский завод к пуску, активно проводим модернизацию. Конечно, еще предстоит поработать над экономической моделью”, – отметил И. Сечин. По имеющимся данным, и без того шаткая “экономическая модель” получила удар с неожиданной стороны. Российский трубопроводный оператор “Транснефть” планирует в 2014 г. ремонт 200-километрового участка трубы, ведущей в Лисичанск. Украинские коллеги из “Укртранснафты” предлагают альтернативный маршрут – через Броды, Одессу и Кременчуг. По данным источников, это может привести к удорожанию логистики поставки на $20/т. Можно уверенно говорить о том, что это ставит крест на надеждах безубыточной работы завода. Что решит в этой ситуации “Роснефть”, вскоре должно стать известно. Как бы ни разрешилась ситуация, пуск «Линика» вряд ли можно считать уверенной почвой для возрождения нефтеперерабатывающей отрасли в Украине. “Для “Роснефти” это чисто политический проект, экономики в нем нет”, – говорит представитель компании на условиях анонимности, тем самым давая понять, что все очень шатко.
Что касается работающих предприятий, то результаты их деятельности удручают не меньше, чем перспективы.
ПАО “Укртатнафта”, обладающее проектной мощностью в 18,6 млн. т, в 2013 г. переработало 2,45 млн. т сырья, что на 20,8% ниже показателя 2012 г. (на самом деле загрузка в процентном отношении выше, так как нынешняя реальная мощность оценивается в 10 млн. т/год.). Российское сырьевое эмбарго в качестве ответа на рейдерский захват 2007 г. заставило искать новые источники сырья. Поначалу здесь пробовали перерабатывать азербайджанскую, иранскую и белорусскую нефть, но после окончательного краха иллюзий в 2011 г. основная ставка была сделана на переработку импортного вакуумного газойля (ВГО). На заводе даже был реализован небольшой инвестиционный проект по строительству эстакады слива ВГО. Однако свободные объемы сырья подходящего качества в Казахстане и Беларуси неожиданно перестали быть таковыми, “Укртатнафта” была вынуждена снизить обороты. Кременчугский НПЗ все чаще подает сигналы о необходимости модернизации. Осенью 2012 г. произошла авария и пожар на установке ЛК 6У. Несколько раз “Укртатнафта” заявляла о готовности к переходу на улучшенное качество бензина, но вышла на него лишь в 2013 г. В начале января 2014 г. руководство предприятия поспешило заявить о переходе на выпуск дизтоплива по стандарту евро-5, однако, по словам источников на НПЗ, не прошло и месяца, как завод был вынужден отступить на рубеж евро-4 по показателю содержания серы. Все инвестиционные программы заморожены, перспективы их реанимации скрыты за густым туманом.
Шебелинский ГПЗ “Укргаздобычи” в 2013 г. сократил переработку сырья на 12% по сравнению с 2012 г., до 584,315 тыс. т. Загрузка предприятия впервые опустилась ниже 50% от мощности (1,2 млн. т/год). Прежде всего, это обусловлено падением собственной добычи газоконденсата на 5,1%. Перспектива увеличения загрузки Шебелинского ГПЗ главным образом заключается в привлечении стороннего сырья – легкой нефти и газового конденсата, которые доступны на внутреннем и внешнем рынках. Однако из-за полного отсутствия инвестиций завод не имеет возможности производить продукцию, соответствующую действующим стандартам. В июле 2013 г. перестали действовать старые стандарты качества нефтепродуктов, шебелинское топливо автоматически оказалось запрещенным для реализации на внутреннем рынке. По имеющимся данным, госкомпания вынуждена экспортировать производимый бензин в балтийские порты, где это топливо смешивается с другими компонентами и отправляется в Африку (в современном мире шебелинское качество разрешено разве что там). Правда, есть информация о и том, что часть продукции “Укргаздобыча” умудряется продавать через принадлежащие ей АЗС в Харьковской области. Перспективы “Шебелинки” также не просматриваются. Необходимо около $150 млн. и не менее 3 лет на строительство первоочередных установок. Но о каких миллионах может идти речь, если в последние месяцы компания берет в банках кредиты для выплаты зарплаты сотрудникам?
Тусклый свет позитива в отрасли зажег в 2013 г. Одесский НПЗ, который в сентябре возобновил работу после приобретения группой ВЕТЭК. Пока точные результаты размыты. По данным Минэнергоугольпрома, завод переработал 345,6 тыс. т нефтяного сырья. Об объемах готовой продукции не сообщается. Новый год начался непросто, по данным источников на НПЗ, в начале февраля завод остановился второй раз с начала года. Прошедшего времени было достаточно, чтобы новый владелец Одесского НПЗ оценил ситуацию. Не вызывает сомнений, что ситуация тяжелая. Хотя вряд ли это стало сюрпризом, ведь о конфликте возможностей НПЗ с реальностью было известно заранее. Как бы там ни было, в декабре 2013 г. менеджмент завода объявил конкурс на выбор разработчика программы развития и модернизации Одесского НПЗ.
Выхода из ситуации пока не видно. Перспективы увеличения загрузки сырьем всех нефтеперерабатывающих заводов, кроме Лисичанского НПЗ, практически нет. Как и нет смысла наращивать производство в стране, где, по официальным данным, рынок на 20% наполнен безналоговыми поставками. И даже если эта ситуация выровняется, как наверстать многие годы простоя и без инвестиций? Заводы соседних стран активно обновлялись, увеличивая глубину переработки и улучшая качество. Догнать их будет очень тяжело, а точнее, практически нереально. (Зеркало недели/Химия Украины, СНГ, мира)
---
Свежие записи
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru